В Эстонии с января 2018 года вводится плата за пользование шоссейными дорогами для всех грузовых автомобилей массой более 3,5 т. По данным Дорожного ведомства, размер оплаты будет зависеть от веса грузовика, наличия прицепа, количества осей и экологического класса и составит от 500 до 1000 евро в год.
Платить за проезд перед поездкой будут собственники грузовиков. Документ подтверждения оплаты будет сохраняться в электронном виде и не потребует бумажной копии. Прием оплаченных дорожных сборов может начаться уже с 20 декабря этого года. Максимальная сумма сбора составит 1000 евро в год (для автомобилей массой более 12 т экокласса Евро I и Евро II и с количеством осей четыре и более).
Штрафные ограничения
В случае неуплаты дорожного сбора надзорный орган будет иметь право наложить штраф как на водителя, так и на собственника грузового автомобиля. Кроме того, надзорный орган имеет право в случае неуплаты налога отстранить водителя от управления транспортным средством.
Введение нового налога министр экономики Эстонии Кадри Симсон оправдывает тем, что сейчас эстонцы, владеющие тяжелыми грузовиками, платят за дороги за границей, чем помогают содержать дороги другим странам, но зарубежные перевозчики за использование эстонских дорог не платят.
Опасения перевозчиков
Газета Postimees собрала мнение представителей транспортных компаний по поводу введения платы за использование дорог. Большинство опрошенных считают, что эта мера ударит именно по эстонским перевозчикам и транспортным фирмам Эстонии. Так, например, собственник транспортной фирмы Lajos и президент Эстонский ассоциации международных автоперевозчиков (ERAA) Эйнар Валлбаум подсчитал, что только его фирме в будущем году придется заплатить дорожный налог на сумму до 120 тыс. евро. Это в свою очередь означает, что фирма поднимет цены на транспортные услуги для клиентов (в частности, для фирм, занимающихся цементом и продуктами питания).
«И уже это в свою очередь означает, что в магазин товар будет попадать по более высоким ценам. Молоко и хлеб подорожают. Строительные материалы подорожают. В итоге навязанный предпринимателям налог придется оплачивать жителям Эстонии», — цитирует Валлбаума газета.
«Если когда-то Эстония убила морские перевозки, то теперь пришла очередь международных автоперевозок», — говорит предприниматель. «В плане транзита мы — страна-пробка. Вместо того чтобы поддерживать транзит, правительство начало нас убивать. Правительство делает доброе лицо, говорит, что дает людям больше денег, предоставляет бесплатный общественный транспорт… Но нужно же как-то покрывать эти расходы! Поэтому повышают налоги для предпринимателей, но торговля, рабочие места и транспортные коридоры уходят из Эстонии», — цитирует бизнесмена Postimees.
Владелец компании Mullo Transport AS Яак Мулло рассказал, что ему придется заплатить 60 тыс. евро в год. «Естественно, в такой ситуации налог затронет и клиентов. Мне не с чего за это платить. Потребитель заплатит в магазине», — заверил и Мулло. И если большие и успешные, по его словам, могут такую налоговую нагрузку легко проглотить, то маленькие фирмы не смогут оплатить ее из собственного кармана. «Будет дурдом», — отметил он.
Другого мнения придерживается исполнительный директор фирмы Lindrof AS, имеющей крупнейший в Эстонии автопарк, Михкель Вахе. По его словам, конкуренция в сфере грузоперевозок настолько жесткая, что так легко цены на услуги не поднять, иначе клиенты просто уйдут. «Боюсь, что многие просто примут новый налог», — сказал он.
Генеральный секретарь ассоциации автоперевозчиков Тойво Кулдкепп также считает, что налог на использование дорог не настолько велик, чтобы погубить автоперевозчиков.